Фреймворк APQC – классификатор типовых бизнес-процессов
Фреймворк классификации процессов APQC (American Productivity & Quality Center Process Classification Framework, APQC PCF) – это универсальный межотраслевой классификатор типовых бизнес-процессов, разработанный компанией APQC, которая на постоянной основе поддерживает актуальность и совершенствует данную структуру.
Изначально задуманный как инструмент, помогающий в проектах по повышению производительности, фреймворк превратился в универсальную референтную модель бизнес-процессов, которая может быть адаптирована под задачи и требования любой компании и стать основой для построения собственной системы управления бизнес-процессами. Также организации используют APQC PCF для проведения бенчмаркинга и управления эффективностью компании.
Важно отметить, что компания APQC также развивает отраслевые классификаторы бизнес-процессов, которые отражают специфику различных отраслей бизнеса (телекоммуникационной, автомобильной, фармацевтической и др.). При этом каждый отраслевой классификатор в свою очередь базируется на межотраслевом классификаторе APQC.
В данной статье описан фреймворк APQC версии 7.3.0. Структура APQC PCF состоит из пятиуровневой иерархии процессов: Категории процессов, Группы процессов, Процессы, Шаги, Операции.
Первый уровень – Категории процессов – содержит высокоуровневый взгляд на типовые процессы компаний и состоит из 13 категорий. Эти категории, в свою очередь, поделены на 2 области: Операционные процессы и Процессы управления и поддержки (рис. 1).
Рисунок 1. Категории процессов фреймворка APQC
Кратко рассмотрим, какие направления деятельности и процессы компании содержатся в данных категориях:
-
«1.0 Разработка видения и стратегии» – анализ внутренней и внешней среды, разработка стратегии и миссии, проведение оценки инициатив, разработка организационной структуры и моделей бизнеса.
-
«2.0 Создание и управление продуктами и услугами» – разработка и управление портфелем продуктов и услуг, разработка продуктов и услуг (разработка спецификаций и проектов, выпуск прототипа и тестирование), работа с патентами и нормативными требованиями.
-
«3.0 Продвижение и продажа продуктов и услуг» – исследование рынка и потребителей, разработка маркетинговой стратегии, ценообразование, позиционирование и продвижение продуктов и услуг на рынке, разработка планов продаж, развитие взаимоотношений с клиентами и партнерами.
-
«4.0 Управление поставкой продуктов» – разработка и управление цепочками поставок, управление ресурсами для производства продуктов, производство продуктов, управление качеством, логистикой и хранением продуктов.
-
«5.0 Управление оказанием услуг» – управление ресурсами для производства услуг, обеспечение управляемости оказания услуг, оказание услуг клиентам.
-
«6.0 Управление клиентским сервисом» – управление взаимоотношениями с клиентами в послепродажном периоде, поддержка лояльности клиентов, гарантийное обслуживание.
-
«7.0 Развитие и управление человеческим капиталом» – разработка и реализация кадровой стратегии, поиск и найм сотрудников, управление взаимоотношениями с сотрудниками, перемещение и увольнение сотрудников.
-
«8.0 Управление информационными технологиями» – разработка и реализация ИТ-стратегии, защита корпоративной информации, разработка, внедрение, сопровождение и предоставление ИТ-решений и услуг.
-
«9.0 Управление финансовыми ресурсами» – бюджетирование, учет затрат и доходов, управление финансовой отчетностью, казначейские операции, оплата труда, управление налогами.
-
«10.0 Приобретение, строительство и управление активами» – приобретение и утилизация активов, строительство и обслуживание производственных объектов.
-
«11.0 Управление рисками, комплаенсом, восстановлением, устойчивостью бизнеса» – управление рисками, обеспечение соответствия нормативным требованиям государства, обеспечение непрерывности бизнеса.
-
«12.0 Управление внешними связями» – управление отношениями с инвесторами, государством, отраслевыми организациями, средствами массовой информации, управление юридическими и этическими проблемами.
-
«13.0 Управление и развитие бизнес-способностей» – управление бизнес-процессами, портфелями, проектами, качеством, корпоративными знаниями, охраной окружающей среды, проведение бенчмаркинга.
Каждая Категория процессов декомпозируется на типовые Группы процессов, которые описывают второй уровень бизнес-процессов. Например, категория «8.0 Управление информационными технологиями» содержит 7 групп процессов (рис. 2).
Рисунок 2. Группы процессов категории «8.0 Управление информационными технологиями»
Далее происходит декомпозиция Групп процессов на Процессы третьего уровня, и каждый Процесс декомпозируются на Шаги (функции) на четвертом уровне.
Для большинства процессов фреймворка APQC четвертый уровень является финальным, но для некоторых процессов имеется дополнительная декомпозиция Шагов (функций) на Операции пятого уровня. Например, такая декомпозиция описана для функции «8.5.5.1 Управление ЖЦ технического облуживания ИТ-решений и услуг» (рис. 3).
Рисунок 3. Декомпозиция функции «8.5.5.1 Управление ЖЦ технического облуживания ИТ-решений и услуг» до пятого уровня
Благодаря тому, что фреймворк APQC охватывает большое количество всевозможных универсальных процессов, его использование может помочь компаниям выделить и описать собственные бизнес-процессы, независимо от направления их деятельности. Полный перечень процессов фреймворка APQC с детализацией до пятого уровня доступен на сайте компании APQC.
Также вам может быть полезна разработанная нашей компанией База типовых процессов, которая содержит типовые модели бизнес-процессов. Ознакомиться с моделями Базы типовых процессов и получить консультацию по ним можно в соответствующем разделе сайта.
Если у вас остались открытые вопросы или вам нужна консультация, свяжитесь с нами через форму обратной связи или по почте info@dainova.su.