Оптимизация бизнес-процессов
В нынешнее время, в условиях постоянных перемен, возникает необходимость в новых инструментах и методах, которые помогут организациям стать более эффективными. В виду этого, все больше руководителей находятся в поиске новых путей, чтобы стать первыми или догнать остальных, пока еще не слишком поздно.
Постоянное улучшение и своевременное реагирование на изменчивую природу вокруг нас являются важными факторами успеха любой организации сегодня. Невозможно выжить и оставаться успешными, используя старые механизмы и методы.
Незначительные улучшения в процессах (Оптимизация бизнес-процессов) не всегда смогут привести организацию к желаемому результату. Процессы могут стать непригодным и перестать работать. В связи с чем у компаний возникает потребность в кардиальном переосмыслении подходов к ведению бизнеса (Реинжиниринг бизнес-процессов).
Эффективность оптимизации бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов – комплекс изменений, направленный на достижение оптимального состояния эффективности. Другими словами – наилучшее использование материальных ресурсов, при котором достигается возможный максимальный эффект производства или возможный минимум затрат. Многие компании, желая оптимизировать процессы, прибегают к простому решению – сократить всевозможные расходы. Однако, в ходе сокращения затрат зачастую происходит сокращение отдачи и, как следствие, эффективности. Потому, прежде чем сокращать расходы, необходимо оценить все возможные последствия таких решений:
- Сокращение зарплат приведет к снижению эффективности сотрудников.
- Сокращение расходов на корпоративы и обучения приведет к снижению продуктивности.
- Сокращение расходов на маркетинг приведет к уменьшению и без того небольшого количества клиентов.
Таких примеров может быть много. Но они не говорят о том, что при оптимизации бизнес-процессов нельзя сокращать издержки. Главное - грамотно подходить к этому решению. В некоторых ситуациях издержки действительно могут быть неоправданно высокими и в этом случае их необходимо сокращать. В других же случаях целесообразней их оставить и увеличить производительность.
В ходе оптимизации необходимо придерживаться следующих правил:
- Избавляться от излишних затрат. Это все то, что не добавляет ценности вашим продуктам и услугам. Пример – использование дорогостоящей, неиспользуемой техники, дорогих в эксплуатации автомобилей, в случае если это никак не влияет на ценность и производительность компании.
- Избавляться от неэффективных действий. Длительные совещания, многоступенчатые согласования и прочее снижают эффективность работы.
- Оценивать реальную потребность в производительности основных процессов. Больше – не значит лучше. Если со стороны рынка есть ограничения, то незачем обслуживать большие производительные мощности.
- Увеличивать производительность всех процессов. В первую очередь, сконцентрировавшись на основных процессах.
Примеры изменений в ходе оптимизации:
- Изменение функциональных потоков (возможное объединение нескольких функций).
- Изменения управленческих решений, организационной структуры, зон ответственности.
- Изменение информационного обеспечения и пр.
Рисунок 1. Методы оптимизации бизнес-процессов
Для оптимизации бизнес-процессов также существуют вспомогательные средства:
- Эталонное сравнение – сопоставление анализируемых бизнес-процессов с аналогичными, которые предоставляют консалтинговые компании. Расхождения между характеристиками процессов может подсказать, как лучше организовать свои бизнес-процессы. Целевыми критериями при эталонном сравнении могут выступать финансовые, временные или совокупные показатели, например, стоимость бизнес-процесса, пропускная способность или величина выхода.
- Имитационное моделирование – возможность проанализировать предложенные альтернативы поведения «что, если», тем самым выбрать лучшее. Альтернативные варианты различаются по таким аспектам, как последовательность выполнения функций, время выполнения функций, характер поведения соответствующих организационных единиц и т.п.
Оптимизация бизнес-процессов позволяет предприятиям функционировать более эффективно и результативно.
Основные преимущества данного подхода:
- Повышение эффективности и производительности.
- Сокращение издержек.
- Повышение прозрачности операций, ресурсов и их распределений.
- Усиление контроля за деятельностью организации.
- Совершенствование системы коммуникаций между сотрудниками.
Эффективность напрямую влияет на производительность сотрудников, использующих эти процессы. В ходе оптимизации следует четко документировать и сохранять бизнес-процессы для дальнейшей оценки на стадии анализа.
Одним из ярких примеров оптимизации бизнес-процессов является недавний кризис в ресторанном бизнесе. В связи с самоизоляцией, большинство заведений не работали несколько месяцев. Позже, когда сняли ограничения и разрешили открыть летние террасы, сразу делать спонтанные, большие закупки продуктов было бы нецелесообразно. Поэтому в целях оптимизации необходимо было определить минимальный, достаточный объем закупок по каждой группе товаров. После чего компании начали составлять квартальные планы заказов с ежемесячной корректировкой. Заказы также разбивали на мелкие партии, тем самым тратив меньше денег на складские запасы. В одном ресторане внедрение такой системы привело к высвобождению 10% денежных средств.
Бывает так, что руководители сомневаются в необходимости оптимизации. Они понимают, в чем она заключается, но конкретных результатов представить не могут. Результат необходимо видеть в конкретных цифрах, например: «производительность труда увеличилась на 35%, а время выполнения процесса сократилась на 50%». В ином случае, эти изменения можно отнести к улучшению бизнес-процесса, где мы не ставим конкретную, измеримую цель. Улучшение в первую очередь направлено на изменение характеристик процесса. А уже на сколько их нужно улучшить – второстепенный вопрос.
Достижение поставленных целей при оптимизации бизнес-процессов зачастую невозможно без изменений в других бизнес-процессах, связанных с ним по входным и выходным ресурсам. Потому компаниям необходимо выйти за рамки определенных границ и внести также соответствующие изменения в смежные бизнес-процессы.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов - переосмысление и перепроектирование всей концепции организации для достижения значительных улучшений в таких важнейших аспектах, как качество, производительность, стоимость, обслуживание и скорость. Он часто сопровождается переходом на новую технологию, фундаментальными переменами в организационной структуре и новым взглядом на деятельность всей организации. В отличие от оптимизации, реинжиниринг выстраивает процессы с нуля, как будто их ранее и не было.
Пять этапов выбора бизнес-процессов, нуждающихся в реинжиниринге:
- Для начала формулируется миссия предприятия. Миссия должна объединять основную цель и причину существования предприятия. Она должна четко предоставлять информацию о том, чем данное предприятие отличается от его конкурентов.
- Следующим является определение и согласование подцелей, вытекающих из главной цели. Такие подцели получили название критических факторов успеха - SCF (Critical Success Factors). Все эти цели в совокупности должны отражать ключевые характеристики предприятия. Достижение главное цели невозможно без достижения каждой из подцелей.
- После выработки и согласования подцелей необходимо выделить и согласовать ключевые бизнес-процессы. Желательно, чтобы общее число выбранных бизнес-процессов не превышало 15-20. В этом случае важно четко различать основные и вспомогательные бизнес-процессы. Основные бизнес-процессы отражают целевую деятельность предприятия, то есть производят товары или услуги, имеющие ценность для клиента. Вспомогательные бизнес-процессы отражают обеспечивающую деятельность предприятия (планирование, бухгалтерия и пр.).
- Выделив ключевые бизнес-процессы, необходимо их привязать к критическим факторам успеха, которые были определены ранее, чтобы понять, какие процессы влияют на каждый из факторов.
-
Построив модель, отображающую влияние процессов на критические фактора успеха, необходимо их ранжировать следующим образом:
- стратегически наиболее важные, но плохо работающие;
- менее влиятельные;
- минимально влияющие на работу предприятия или уже хорошо работающие.
Определив нуждающиеся в реорганизации бизнес-процессы, можно переходить к реинжинирингу.
Рисунок 2. Технология реинжиниринга
Для первого примера реинжиниринга бизнес-процессов рассмотрим телекоммуникационную компанию. В ней было несколько отделов для поддержки клиентов с техническими проблемами, с проблемами выставления счетов, запросами на новое подключение и т.д. Каждый раз при возникновении проблемы клиент должен был звонить в соответствующий отдел и не всегда выбранный отдел мог решить его вопрос. Тогда ему приходилось искать номер другого отдела и тратить на это дополнительное время. Проанализировав ситуацию, компания пришла к выводу, что ей необходимы радикальные меры и универсальное решение для отработки всех запросов клиентов. Она решила объединить все отделы, свести к минимуму многочисленные передачи информации и сформировать единый центр поддержки клиентов для решения всех вопросов. Внедрила новую систему, которая позволила службе поддержки мгновенно получать доступ к базе данных клиентов и обрабатывать практически все виды запросов. Таким образом, клиент мог решить несколько своих вопросов, оставаясь на одной линии с оператором. Более того, он смог оставить отзыв о проделанной работе оператора и написать свои пожелания.
Реинжиниринг позволил компании достичь таких целей, как:
-
сэкономить время за счет реорганизации команды;
-
ускорить поток информации и минимизировать ошибки;
-
улучшить качество обслуживания звонков;
-
повысить удовлетворенность клиентов;
-
определить четкое владение процессами;
-
возможность сотрудникам оценить свою работу за счет обратной связи.
Еще одним примером реинжиниринга бизнес-процессов является сервис с возможностью предоставления товаров клиентам онлайн, не выходя из дома. Так, компания сектора розничной торговли для своих клиентов внедрила возможность примерять очки с помощью 3D-изображения своего лица. Эта функция не только улучшила продажи товара, но и дала им конкурентное преимущество перед другими компаниями.
Важно помнить, что даже после завершения проекта по реинжинирингу, бизнес-процессы все равно остаются в постоянном изменении и движении. Возникают новые организационные формы, информационные системы, технологии, приобретаются новые знания и опыт, в следствие чего появляются новые способы ведения бизнеса. Все эти изменения обязательно несут за собой необходимость адаптации и изменения бизнес-процессов.
Какой подход лучше?
Все зависит от обстоятельств, с которыми сталкивается организация. Оба подхода позволяют выявить:
- Дублирование функций.
- Узкие места.
- Затратные центры.
- Качество выполнения отдельных операций.
- Избыточные операции.
- Отсутствие или неполноту информации.
- Возможности автоматизации.
- Возможности внедрения систем управления качеством и многое другое.
Основное отличие заключается в том, что реинжиниринг носит фундаментальный характер изменений и радикальное перепроектирование бизнеса. Проведение реинжиниринга целесообразно в тех случаях, когда существующие бизнес-процессы устарели и нуждаются в радикальном переосмыслении и серьезных улучшениях.
При оптимизации проводится улучшение существующих бизнес-процессов, которые отображены или задокументированы. Такие бизнес-процессы в целом работают, но недостаточно хорошо в некоторых областях, и нуждаются в улучшениях. В этом случае внимание сконцентрировано на операциях бизнес-процесса и связях между ними, а не на изменении процессной модели верхнего уровня организации.
Рисунок 3. Сравнение подходов оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов
Заключение
Существует немало методов совершенствования бизнес-процессов. Выбирая необходимый, следует опираться на задачи, которые стоят перед компанией. За оперативное устранение отдельных ошибок отвечает оптимизация бизнес-процессов. Реинжиниринг носит более революционный характер и применяется для глубокого и комплексного разбора ситуации, для более сложных и медленных изменений.
Важно понимать, что совершенствование бизнес-процессов – постоянная работа, а не ограниченный во времени проект. Бизнес-процессы не могут оставаться неизменными длительное время. Изменение входящих факторов, технический прогресс и клиенты, требующие новые продукты и услуги, побуждают компании искать новые подходы и решения.
Чтобы определить, какой метод лучше всего подойдет вашему бизнесу, стоит обратиться к специалистам по управлению бизнес-процессами. Наша компания применяет самые современные методы анализа и совершенствования бизнес-процессов, что поможет значительно повысить эффективность ваших бизнес-процессов и конкурентоспособность вашей организации.